четверг, 22 июня 2017 г.

Остров Борнео: цены, хитрости, впечатления


История о моем самом дорогом и непредсказуемом  путешествии, ядовитых варанах, диких обезьянах, потрясающем подводном мире, непокоренной горе Кинабалу и о том, как мы уцелели после шторма в открытом море.


Вводные
  • срок пребывания - 11 дней
  • месяц май
  • перелет Etihad с двумя пересадками в Абу Даби и Куала Лумпуре 
  • длительность маршрута - 21 час в одну сторону
  • стоимость билета 50 200 руб. из Москвы до Кота Кинабалу (Сабах)
  • планы: валяться под пальмой, плавать с разноцветными рыбами в кристально чистой воде, подняться на гору Кинабалу и побывать в джунглях
  • бюджет на авиа и отель за 11 дней 65 000 руб.
  • разница во времени 5 часов

Почему Борнео?
Идея посетить Малайзию давно сидела в голове. В моем представлении, навеянном фильмами Жака Ива Кусто, это был остров первозданной и экзотической природы, диких обезьян, таинственных джунглей, сказочных пляжей и величественной горы Кинабалу.




Разумеется, в Малайзии не один курорт, есть еще Лангкави и Пенанг, но Борнео звучит круче, правда? А если серьезно, мне казалось, что благодаря внушительным размерам, на третьем по величине острове мира есть гораздо больше интересного, чем на пляжных островах. Как же я ошибалась! Но об этом история дальше.

Виза, прививки, подготовка
Для путешественников, планирующих пребывание в Малайзии не более 30 дней, виза не требуется. Никаких дополнительных документов с туристов также не спрашивают. По прилету просто ставят печать, пошлину не берут, вопросов не задают. Единственное условие - до истечения срока паспорта должно быть не менее 6 месяцев. Чем чреваты такие истории, читайте в моем посте про несостоявшееся путешествие на Бали.


В посольстве Малайзии мне сказали, что обязательных прививок для посещения страны нет, если я не собираюсь жить в джунглях. Таких планов у меня не было, поэтому я смело вычеркнула этот пункт из подготовки, прихватив только обычную аптечку.

Погода

Ближе к отправлению прогноз погоды становился все хуже и хуже. Если за месяц до отправления, когда я покупала билеты, была где-то половина дождливых дней, то ближе к отправлению, обильные осадки предвещали на все время моего путешествия. Утешившись, что остров располагается на экваторе, и погода там очень изменчива и понадеявшись на удачу, я невозмутимо отправилась на пляжный отдых.





В итоге с погодой мне повезло. За весь отпуск всего пару раз прошел дождь. Ни разу погода не испортила моих планов. Дожди кратковременные и теплые. По разным версиям на острове сезон дождей идет с февраля по март и с ноября по февраль, но в любом из этих случаев я на него не попала.




Здесь я поняла, почему в России множество бань называются "борнео". Погода на острове очень обманчивая, особенно по вечерам кажется вполне комфортно и совсем нежарко, но из-за влажности круглосуточно покрываешься испариной и чувствуешь, будто дышишь паром. Без крема с максимальным SPF здесь делать нечего.

Авиа

Билеты я бронировала за месяц до отлета через Skyscanner, перенаправивший меня на сайт Kupibilet. Через него я уже покупала супербюджетные билеты на Мальдивы, поэтому я без сомнений оплатила покупку. Помимо непосредственной продажи билетов сайт еще заботливо и совершенно бесплатно предупреждает о задержках и переносах рейсов и сообщает  за пару часов до вылета о том, что пора выезжать в аэропорт. Мелочь, а приятно. 




Лететь я решила с пафосом - с Etihad, билет стоил 50 200 руб. У меня эта авиакомпания ассоциировалась с блестящей репутацией, роскошными салонами и восточными красотками бортпроводницами. Все это оказалось правдой. Самолеты у них новые, кресла в экономе гораздо удобнее, шире и мягче, чем у других авиакомпаний в аналогичном классе, что немаловажно при таком долгом полете. Полеты, несмотря на свою длительность были суперкомфортными. Ни разу не было сильной болтанки, спать было довольно комфортно. Повязку для сна, бируши, тапочки, плед, подушку, зубную щетку и пасту выдают на борту. 



Весь маршрут до Куала Лумпура сопровождала русская стюардесса. Летела я с двумя пересадками - в Абу-Даби и Куала-Лумпуре, в среднем по 3-4 часа. Этого вполне достаточно, чтобы без спешки пересесть с самолета на самолет. Правда, в Абу-Даби была довольно большая очередь на паспортный контроль, а в Куала-Лумпуре гигаааааантский аэропорт с поездом между терминалами и еще пришлось получать и сдавать багаж, но это просто нужно иметь ввиду, а так времени вполне достаточно, и даже на то, чтобы перевести дух в дюти фри. Правда, задержка 1-2 часа может драматически сказаться на всем маршруте. Отчасти поэтому я и выбрала Etihad, у которого очень хорошая репутация в плане отправления и прибытия в срок.




Очень порадовало, что разрешают взять с собой два чемодана по 23 кг+8 кг ручной клади. Чемодан, несмотря на две пересадки, в ту сторону отправили напрямую из Москвы в Куала Лумпур (там пришлось получать и сдавать заново на финальном маршруте Куала Лумпур - Кота Кинабалу), а обратно и вовсе отправили от первой точки - Кота Кинабалу напрямую в Москву.



Но не могу я не добавить ложку дегтя в эту бочку меда - меня сильно расстроило питание на борту. Как вы уже знаете, я не ем мясо. Так вот, вариантов с морепродуктами у них нет. В вегетарианском меню у них есть только макароны, которые я также не ем. Макароны или мясо на борту у таких крутых ребят, Etihad, вы серьезно? В итоге, всю дорогу в Кота Кинабалу, которая заняла 21 час, в самолете я не ела.



В общем, можете считать меня занудой или скрягой (не могла что ль в аэропорту поесть?), но с учетом, что Etihad не единственные, кто летает на Борнео, но одни из самых дорогих, именно из-за питания я не буду их рекомендовать. Для меня это немаловажно с учетом длительности полета. Да, даже если на пересадке успеть поесть, то потом еще за 8 часов в дороге успеваешь проголодаться.



Аэропорт и самостоятельный трансфер




Аэропорт Кота Кинабалу находится 8 километров от центра. Поймать такси не так просто, как хотелось бы, таксисты работают только по талонам, которые нужно покупать в соответствующем окне в аэропорте. Трансфер обошелся мне в 23 рингита (310 руб.) за 10 минут езды. 

Жаль, что тогда я не знала про Uber. Это нереально кайфовая вещь на Борнео! Такси обратно, хотя я жила уже гораздо дальше, обошелся мне около 10 рингитов (130 руб.) Нашему уберу стоит поучиться у малайского - таксист без звонка всегда находит вас безошибочно и не блуждает с навигатором. Все четко, быстро и очень дешево!

Важно, что обычные водилы не только намного дороже, но и ездят на всяких стремных и пыльных тачках (иллюстрация выше). Поэтому, если собрались в Малайзию, качайте Uber!

Проживание
Я очень долго не решалась на бронирование гостиницы, так как не могла понять, в каком районе стоит жить. С толку сбивало желание сэкономить и противоречивые отзывы о пляжах. Рядом с пляжем Танжунг Ару было много недорогих гостиниц, но некоторые отзывы говорили о том, что это не лучший пляж. Но никто, с*ка, не писал про медуз. 

Об отдыхе на Борнео вообще так мало написано, и в основном году 2006-2008, так что планировать на их основе свой отпуск не кажется логичным. Поэтому, из-за невозможности принять решение дистанционно, я забронировала первую гостиницу на 3 ночи, чтобы осмотреться и дальше решить, где лучше жить. 




За время отпуска я сменила две гостиницы - одна ближе к пляжу Tanjung Aru, другая в центре города. Первая - Megah daru в 20 минутах ходьбы от пляжа. Картинки украла с букинга.


Кровать правда была двуспальной, в остальном номер такой же, как на фото. Стандартный набор - wi-fi, кондиционер, телек, завтрак. Завтрак очень дурацкий - сосиски, тосты с джемом и омлет, поэтому я попробовав раз, перестала на него ходить. Сутки в отеле стоили 108 рингит (1459 руб.)



 Прожила я там всего 3 дня (почему, читайте в разделе "Пляжи"), поэтому, с учетом, что единственная причина там поселиться был пляжный отдых, я переселилась поближе к порту Джесселтон поинт, от которого ходили лодки на острова. Рекомендовать не буду. Кроме того, что смотреть роскошные розово-оранжево-фиолетовые закаты, в этом районе делать нечего. До центра пешком не добраться, только такси, поэтому лучше селиться ближе к цивилизации.


Вторым отелем, в котором я провела большую часть своего отпуска, а именно 7 ночей, был Api-api Guesthouse  располагающийся в шопинг центре Api-api. Это была ода из самых дешевых гостиниц (1590 руб. в сутки) в центре города и в 15 минутах от порта Джесселтон, с которого ходили лодки на пляж. 






Валюта и обмен

Местная валюта - малайские рингиты, обозначаемые MR. 1 MR равен 14 руб. 1 USD равен 4,27 MR. Вообще в этот раз я в только укрепилась во мнении, что ехать отдыхать с долларами - это прошлый век. В современном мире, где банкоматы есть повсюду, смысла заморачиваться и терять деньги на двойной конвертации я не вижу.  



А чтобы совсем облегчить себе подсчеты советую скачать приложение Currency на App Store.Пожалуй самое простое и удобное среди бесплатных и позволяет сравнивать до 5 валют одновременно. 




В аэропорте Кота Кинабалу курс очень невыгодный, поэтому все снимают деньги с банкоматов. 



Кота Кинабалу


После такой длительной дороги (15 000 км., преодоленных по небу), хотелось целовать землю и танцевать джигу, что все удалось, что я нигде не опоздала и не заблудилась и все-таки оказалась на краю земли. В первый день все было прекрасно, я заселилась в гостиницу, прошлась до пляжа Tanjung Aru, встретила потрясающей красоты закат, собравший сотню лайков в Instagram. Поевшая крабов, поменявшая деньги и очень счастливая от того, что попала наконец на этот чудо-остров, я легла спать.









Но каково же было мое удивление, когда на следующий день, как волк из "Ну погоди!" с разбегу пытаясь нырнуть в море, меня остановило отсутствие на пляже людей. Совсем. Еще вчера на закате было столпотворение из туристов, а сегодня совсем никого. Ясно, что где-то был подвох, и он ждал меня в море, которое кишело медузами. Я с криками выбежала из воды и больше на этот пляж не ходила. О том, как я дальше решала пляжный вопрос в разделе "Пляжи".




Сперва город меня впечатлил. Довольно современный и благоустроенный, совсем нетипичный для Азии. Отчасти из всех малайских курортов я отдала предпочтение Борнео именно потому, что здесь есть крупные города, в которых, как мне показалось, есть какая-то жизнь. По духу это оказался типичный провинциальный город, жизнь которого заканчивается в 20.00 и осмотреть который можно за день.


Пляжи
Пережив все стадии от отчаяния до принятия, после знакомства с водной фауной местных пляжей, я нашла способ спасения своего пляжного отпуска - ездить на острова. Благо, в городе есть порт Jesselton point, от которого каждый день ходят лодки на острова. 



Ближайшие острова, на которые туристические компании предлагают трансферы с 8.00 до 12.00 каждые полчаса - Сапи, Мамутик и Манукан. Есть разные предложения, как на каждый остров отдельно за 30MR (405 руб.) Есть пакетные варианты - все 3 острова в день за 80MR (1080 руб.) Надо еще учитывать, что вход на остров стоит 10MR (140 руб.)



Самый маленький и неинтересный остров - Сапи. Кусок белоснежного пляжа очень маленький и на каждый его квадратный метр занят туристами. Очень неуютно. Дно довольно интересное, есть, что поснимать на экшн-камеру, чисто и множество рыбок и кораллов. Душевых и кабинок для переодевания нет, есть камеры хранения. Но этот ад социопата никому не советую.



Следующий чудо-остров - Мамутик. Там уже получше с инфраструктурой и размерами. Но тоже далеко от того, ради чего я проделала такой долгий путь. Минус покатушек на лодках еще  в том, что последний трансфер с острова на причал Кота Кинабалу отходит в 16.00. Встретить закат на острове не получится. Надо все планировать и выстраивать расписание каждый день.













Самый классный остров из тех, куда можно съездить из КК - Манукан. Самый большой и красивый, где можно и понырять, и искупаться, при этом не в толпе китайцев. Лежаков нет, впрочем как и везде, поэтому тут везде надо ездить со своим ковриком. 




На островах довольно безопасно. Периодически, когда лень было каждый раз бегать до камеры хранения, я на свой риск оставляла вещи на пляже и к счастью ничего не стырили. Спасатели следят за купающимися, правда работы у них немного - китайцы, которые составляют основную массу отдыхающих, настолько "экстремальны", что не "доплывают" дальше мест, где достают ногами, поэтому вытаскивать приходится только русских, а их из общей массы всего процента 3%.





На остров Гайя я не поехала, так как в агентстве мне сказали, что там очень мелко и невозможно плавать.

Вараны
Как ни странно, после разговора о пляжах резонно переключиться на рассказ о самом неприятном завсегдатаев туристических лежбищ - калимантаском варане. Это двухметровое чудище спокойно разгуливает по пляжу и любит порыться в сумках туристов в поисках чего-то съедобного. 




Однажды выходя из воды я увидела эту дрянь возле своего коврика и с тех пор боялась уснуть на пляже, чтобы не встретиться лицом к лицу. Животное краснокнижное, поэтому их не изолируют, если туристы сильно орут, приходят спасатели или сотрудники кафе, прогоняют их. Судя по тому, что я видела, они боятся песка - когда местные начинают им в них кидаться, вараны убегают. 




В целом, острова конечно неплохие, но тащиться к ним за тридевять земель, как в моем случае, определенно не стоит. Я планировала пляжный отдых и максимум релакса на райских островах, но в итоге каждый день просто для того, чтобы поплавать, приходилось тащиться на острова, маленькие и многолюдные. Единственное, что здесь есть уникальное и необычное, чего больше нигде не встретишь - это разгуливающие по пляжу вараны, но кому это надо?


По красоте острова Борнео не сравнятся с теми же Мальдивами и даже тайскими островами. Там хотя бы можно расслабиться, а не быть все время на стреме, чтобы в твою сумку не залез варан или еще какая живность. Плюс водные процедуры по расписанию с этими лодками с 8 до 16.00 - это не мой вариант. Я люблю свободу передвижений и такие ограничения, как в пионерском лагере, мне не по вкусу.


Выжившие

Под этой страшной фоткой с тучами, пожалуй, стоит рассказать про то, как мы заблудились в море по дороге обратно в КК. Начиналось все безобидно: просто пошёл дождь и было вполне даже приятно купаться. Но когда пришло время садиться на лодку, начался ливень и сильный ветер. Лодка опоздала на 20 минут, за которые пассажиры, и я в том числе, промокли и замёрзли. Перчинку в ожидание добавил тот факт, что никто не знал где лодка и придёт ли она вообще. Туристы стремительно покидали остров, а мы оставались на причале под проливным дождём. 




Но самое весёлое было впереди- из-за ухудшающейся погоды видимость была нулевая и мы с капитаном судна заблудились посреди моря. Вокруг то и дело гремел гром и сверкали молнии, потоки дождя мешали даже глаза открыть. На лодке началась паника и я открыла Гугл карты, из которых следовало, что мы двигались в противоположном от места назначения направлении. 



В общем, блуждая по волнам в этой веселой обстановке около часа, мы все-таки причалили к Джесселтон поинт, и, судя по лицам коллег по несчастью, в этот вечер многие вознамерились накидаться малайскими коктейлями, чтобы стереть из памяти эту страшную дорогу домой. Забавно, но для меня это так и осталось самым ярким впечатлением от Борнео. 


































Еда



Одна из главных болевых точек отдыха в Малайзии - это их национальная кухня. Сразу оговорюсь, что я очень позитивно отношусь к азиатской кухне, причем не к той, которой нас подчуют в Москве, а самой настоящей. И если еда в Китае, Шри-Ланке, Таиланде, Вьетнаме и Мальдивах была вполне ок, то с едой на Борнео я так и не смогла смириться.



Казалось бы, исходные данные у нее такие же, как и у других островных государств - много рыбы и морепродуктов, свои экзотические фрукты, но у малайцев редкий талант их испортить. Все блюда они делают супообразными, не добавляют специй, соли и масла, переваривают.



На одной из главных достопримечательностей Кота Кинабалу филиппинском рынке можно поесть блюда из свежих морепродуктов. Там, несмотря на то, что это рынок, получается в среднем 20-30 рингит (270-450 руб.) за обед. 



Уже в последние дни перед отправлением на родину, я нашла в шопинг центре, где располагалась моя гостиница, несколько дешевых индийских кафе, где можно было поесть за 7-15 рингит (100-200 руб.)



В общем, прямо супервкусно а все время на Борнео, я поела однажды - в кондитерской Smart shopping centre тирамису без выпечки в маленьком пластмассовом стаканчике за 7 рингит (около 100 руб.) Единственное, что могу рекомендовать)



Цены на фрукты тоже не особо приятные - за ветку бананов - 7 рингит (95 руб.), за килограмм, а это 2-3 манго 162 руб.


Гора Кинабалу




Главная достопримечательность острова, видимо, так и останется моим незакрытым гештальтом. И у меня, как у Игоря Николаева, на это пять причин:

1) стоимость 500$ за восхождение;
2) бронировать надо было за месяц;
3) сейчас в горах в крайне нестабильная погода, идут дожди, а на высоте 4095 метров это может быть опасно и значительно увеличить время пребывания там (восхождение и так занимает 2 дня);
4) из-за облачности видимость может быть весьма скудной и обесценить все это приключение;
5) я хоть и люблю приключения, но случаи летальных исходов и горной болезни меня притормозили.


Когда я спросила на стойке информации перед входом на восхождение, есть ли варианты дешевле, мне сказали "скачай с Instаgram". Жестоко, но жизненно

Экскурсии

На острове есть экскурсии для русских, я забронировала две -  в парк Кинабалу и на сафари к орангутанам. 
Делюсь контактом гида, через которого можно бронировать экскурсии, если соберетесь +60 19 49 42 179 Ирина. Программу экскурсий можно посмотреть здесь http://goborneo.ru/excursion/borneo-sabah/


Парк Кинабалу и Бамбуковый горячий источник


Старт из отеля 8 утра в Кинабалу Парк. Поездка занимает приблизительно 2 часа в одну сторону, маршрут проходит через множество деревень, рисовые поля, по горным дорогам. Короткая остановка в местечке Набалу, где можно пройтись по местным торговым палаткам, предлагающим фрукты, овощи и ремесленные изделия. 
В парк Кинабалу группа прибывает в 10 утра. Отсюда открывается величественный вид горы Кинабалу, самой высокой горы в Юго-Восточной Азии. Дальше туристов выгуливают по природным тропам под аккомпанемент звуков джунглей. Там же гид рассказывает и показывает экзотические растениям и деревья парка. По их словам, в природном заповеднике присутствует более 4500 видов растений, включая 1500 видов орхидей, 77 из которых произрастают только в Кинабалу. В Парке также обитает 289 разновидностей птиц и 290 видов бабочек.







Затем происходит ланч, довольно приличный, а затем наступает самая энергозатратная часть поездки - подъем к бамбуковым горячим источникам, находящимся в 47 километрах от Парка Кинабалу. Название этого природного источника с горячей серной водой, бьющей из недр земли, обусловлено обильным произрастаем в этой местности бамбуковых растений. Посетители могут прогуляться по висячим мостам под навесом тропических Джунглей.






Здесь имеются японские купальни, в которые посетители могут окунуться в серную воду, стимулирующую, по словам гида, все функции организма. Я, поскольку сильно обгорела, только ненадолго окунула туда ноги, поэтому о целебных свойствах судить не могу. К тому же купальни маленькие, а туристов много, так что даже среди нашей группы не нашлось желающих в погружаться практически спина к спине с другими желающими исцелиться. 
Посмотреть на главную звезду острова Калимантан Рафлезию стоит 20 MR. И то, как говорят, большое везение, т.к. она цветет раз в 7-9 месяцев, и шанс увидеть ее есть далеко не у всех. Японцы, коих немало отдыхает на Борнео, одержимы рафлезией по очень забавной причине - цветок фигурировал в свое время в культовых в стране восходящего солнца "Покемонах". 















\

В отель после этой насыщенной прогулки возвращаешься около 22.00 
Сафари по мангровой реке к обезьянам-носачам и светлячкам

Это уже вечерняя экскурсия. В один из дней, когда я опять сильно обгорела, я отправилась на экскурсию по реке Гарама. Дорога занимает 2 часа без пробок. 
В районе начинается 16:00 часовой круиз на лодке по красивой реке, окруженной мангровыми деревьями. Там предоставляется  понаблюдать за обезьянами-носачами в их естественной среде обитания - на деревьях, питающихся молодыми листьями, побегами, кислыми плодами и семенами. Бонусом идут макаки и уже успевшие полюбиться мне вараны, которые, как оказалось, лазают по деревьям.

Главные звезды джунглей - обезьяны носачи всего пару раз показались на верхушках деревьев. Да, не контактный зоопарк, приходится наблюдать за хвостатыми в бинокль. Зато их странные звуки, похожие на храп старого дедушки, прекрасно слышно отовсюду. 

После ужина начинается самое интересное - после заката, когда река погружается в ночную мглу, туристов снова сажают в лодку и увидеть светлячков, украшающих мангровые деревья, подобно гирляндам на Рождественской елке. К сожалению, запечатлеть их невозможно, ни на фотоаппарат, ни на камеру.  Но ощущение впечатляющее - как в диснеевской русалочке, когда они отправились с принцем на свидание по реке. 



Сувениры

Вот тут полный провал. Ну правда. Классного хлопка, хендмейд украшений, натуральной косметики, дешевых фруктов здесь попросту нет. Все, что я купила - плюшевую обезьяну, power bank (после того, как мой сгорел под ливнем),крем для загара SPF100 и магнит с рафлезией. 





Резюме
От моего путешествия, несмотря на достаточный срок пребывания (10 ночей), до сих пор осталось ощущение незавершенности. Проделав такой путь и потратив на это немало денег я надеялась увидеть что-то более впечатляющее. В островах Борнео нет ничего особенного, что бы запомнилось навсегда, выделяло их от других азиатских курортов и заставляло ехать за этими впечатлениями именно туда. 



Так что, положа руку на сердце, не могу рекомендовать Борнео к посещению, если вам только не подвернется супербюджетный перелет и вы не будете ждать от этого отдыха ничего особенного.



Я уже неоднократно говорила здесь, что я научилась получать удовольствие от любого путешествия, каким бы оно ни было. В целом, я получила и экзотические острова, пляжный отдых, снорклинг, и джунгли, и погода не подвела. Это не совсем совпало с моими ожиданиями (возможно уровень притязаний пропорционально вырос с количеством посещенных мест), но кто виноват? Хороший урок, что иногда следует более тщательно изучать пункт направления и оценивать все риски, с которыми возможно придется столкнуться.