среда, 11 февраля 2015 г.

Нюрнберг в РАМТе: чтобы помнили

Режиссер спектакля Алексей Бородин предлагает нам в своем новом спектакле Нюрнберг погрузиться на два часа в тяжелые думы о судьбах жертв фашизма в антураже кабаре. Что получилось из такой интерпретации оскароносного сценария Эбби Манна, можно оценить на сцене российского молодежного театра.
_C9Q8015


Первые полчаса тяжело отделаться из-за диссонанса, возникающего от сочетания ресторанных посиделок, во время которых начинается неуместный по своему трагизму разговор. За столами разворачивается драматичный судебный процесс над высокопоставленными представителями Третьего рейха.
_C9Q7783Один из присутствующих заявляет конфликт последующего действия словами: «Моя страна виновата, но это моя страна».  Можно ли прощать людей, по воле государства действующих за гранью добра и зла? Казалось бы, ответ очевиден, но все подсудимые единодушно отрицают свою вину. Современники обвиняемых отчаянно пытаются абстрагироваться от кошмаров прошедшей войны и вернуться к нормальной жизни. Поэтому даже во время ужасающих монологов о зверствах лагерей они продолжают есть, выпивать, играть на бильярде и перешептываться, лишь бы не слышать неудобную правду.
_C9Q8117Один из главных подсудимых Эрнст Янинг (в исполнении Ильи Исаева), уже почти оправданный защитой, в процессе действия приходит к мучительному осознанию своей вины и разражается эмоциональной репликой: «Где мы были когда на наших глазах наших соседей отправляли в Дахау? Мой защитник пытается убедить вас в в том, что мы не знали об уничтожении миллионов, знали лишь о сотнях, как будто нас это извиняет. Если мы чего-то не знали, то только потому, что не хотели этого знать». Эта речь оставляет всех равнодушными. Подсудимые думают, что даже если их осудят на пожизненное, то через пять лет выпустят на свободу.
_C9Q7339Спектакль масштабный во всех смыслах: в действии занята почти вся трупа (более 50 человек), декорации по высоте напоминают своды дворца правосудия. Сам Бородин, судя по выбранной форме нонконформистского посыла постановки, в которой споры с собой и собственной совестью заглушает гул кабаре, не пытается назидать: «Мне кажется, публицистика в театре не работает. Позиция «Вот я сейчас встану на табуретку и скажу правду» смешна. Мы и так слишком много знаем. Тут нужен юмор и театральная легкость. Они спасительны для искусства».
_C9Q8379