понедельник, 31 октября 2016 г.

Письма из эмиграции: Дарья из Иордании




Видеоблог Даши на YouTube привлек мое внимание, когда я собиралась в отпуск в Иорданию  и жадно изучала путеводители по стране. Лучезарная блондинка рассказывала об отдыхе в Тала Бэй, авторитетно рассуждая о местных нравах. Окaзалось, вполне оправданно - она уже три года живет живет в Аммане. Я конечно не могла удержаться от того, чтобы узнать, чем обернулась ее восточная сказка и какова реальная жизнь в экзотических декорациях.

Как получилось, что вы решились на переезд в Иорданию? 

Никакого секретного плана не было, просто так распорядилась судьба, я встретила своего будущего мужа, и дальше вы сами понимаете, куда муж туда и жена.




Как вы познакомились с супругом?

Познакомились мы в Луганске, так как его мама тоже оттуда. Он приехал погостить на лето, тогда и произошло наше знакомство в общей компании. Когда он уехал, мы год переписывались и потом он вернулся учиться к нам и с тех пор мы не расставались. А после окончания университетов мы сыграли свадьбу и приехали в Иорданию. 

Не страшно было так нырнуть в другую культуру?

Переезда я не боялась, так как семья мужа, можно сказать, наполовину русская межкультурной разницы у нас не было. Иордания не сильно строгая в плане обычаев страна, здесь немало христиан, а следовательно и церквей, также как у нас празднуют Рождество и Пасху.



Как обстоят дела с общением? Много ли англоговорящих и есть ли в русское комьюнити? 

В Иордании два национальных языка: арабский и английский, так как раньше это была английская колония. Поэтому, если владеешь английским, проблем с общением не будет. Здесь есть русский центр, где проходят занятия для детей и взрослых, концерты, выставки и другие культурные мероприятия. Многие наши собираются в парках и проводят вместе время. Бояться, что останешься без общения с соотечественниками точно не стоит.




Как выглядит ваш обычный день в эмиграции, что непривычного появилось в расписании?

Я не могу сказать что каждый мой новый день это какие-то приключения. Когда ты только начинаешь здесь жить и все новое, тогда интересно, но со временем замечаешь, что все больше появляется однообразия, особенно, если ты не работаешь. Досуг  простой - обычно здесь ходят друг к другу в гости, выходят в кафе... 
«Для меня было поначалу в диковинку, что гости могут запросто прийти к тебе после 22:00 и это нормально, сейчас я конечно к такому привыкла.»

Поменялось ли у вас за время заграничной жизни мировоззрение? 

Лично у меня нет, не смотря на то, что это мусульманская страна и то, что здесь совсем другие люди с другими взглядами на жизнь. Я всегда отношусь к любой религии хорошо, мне даже интересно как и что у них устроено, почему именно так, а не иначе. С чем-то согласна, а что-то я не в силах изменить и значит так оно и будет.



Для многих жизнь в Иордании, в которую они ездят только в отпуск кажется раем - море, солнце, восточная лень. Как все на самом деле? Какой социальный уровень у местных, много ли они работают, или вправду прибывают в расслабленном и беззаботном состоянии?

Да, жить и отдыхать в Иордании это две разные вещи! Местные много работают чтобы обеспечить свои семьи, которые, к слову, не маленькие. Женщины в большинстве своем не работают, так как воспитывают детей, поэтому всю ношу берут на себя мужчины. Как я уже говорила, многие работают за рубежом. Открывают свой бизнес, вертятся как умеют.  



Вопрос практический, но без него никуда - сколько стоит жизнь в Иордании (жильё, еда, коммунальные услуги, медицина)? 

Я могу сказать что жизнь в Иордании недешевая, здесь очень сильно в последнее время повысили налоги, а зарплаты соответственно остались на месте. Средняя ставка - 350 иорданских динаров (1 динар равен примерно 100 руб. - прим. автора), поэтому многие работают за рубежом чтобы содержать свои семьи.

«Возможно экономическая ситуация изменилась из-за большого наплыва беженцев из Сирии, с работой здесь туговато.»
Стоимость жилья зависит от района и с мебелью или нет, примерная цена съёма: от 350 динаров в нормальном районе. Студии почему-то дороже. Еда относительно недорогая, но тоже все зависит от потребностей человека.


 


Что касается коммунальных услуг, здесь, например, воду дают раз в неделю, оплата идет раз в три месяца, и у каждого имеется бак или несколько, которые ты должен наполнить и потом пользоваться. 

Газа здесь нет, к плитам подключают газовые баллоны, примерная стоимость 7 динаров. Отопление зимой - соляркой, ее тоже нужно заказывать, ты заливаешь ее в бак и так отапливаешь дом, но это недешевое удовольствие (за зиму где-то заливать ее нужно около трех раз и каждая машина где-то от 350 динаров). Многие от этого отказываются и пользуются газовыми обогревателями, они конечно не сильно натапливают, но все же... 
«Несмотря на то, что здесь очень жаркое лето, зимы холодные и в основном дома не приспособлены к холодам, поэтому всегда в домах прохладно и сыро.»




Считается, что медицина здесь более высокого уровня, могу сказать, что она действительно лучше нашей, но и цены соответственно. Конечно есть государственные клиники, где менее обеспеченные слои населения могут получить бесплатное лечение. 

Образование здесь недешевое, если не брать в счет государственные заведения, в основном люди из моего окружения учатся в частных.

Как вам арабская кухня, тяжело ли было привыкнуть? 

Привыкла не сразу, да и сейчас я не все кушаю, например, национальное иорданское блюдо манцаф, хотя я знаю многие наши девочки его любят. Это рис, который поливается молочной подливой в которой варился баран, и очень часто еще при подаче на самом рисе лежит варенная голова барашка.


Манцаф

В основном все блюда готовятся с рисом, а так как я не особый любитель этой крупы, не могу каждый день кушать арабскую еду, в моем рационе гречка, картофельное пюре, макаронные изделия, а вот риса совсем мало.



Куббэ

Из любимых блюд это кюфта с кунжутным соусом, сайалие (рыба с рисом), суп с фрике и чечевицы, мсаххан (курица на арабском хлебе) салат табуле, ну и конечно же всеми любимый хуммус и фалафель.


Табуле


Трудно ли найти работу без знания арабского? 

Я могу судить по себе, приехав сюда без знания арабского и с плохим знанием английского, я почти сразу нашла работу, возможно это зависит и от рода деятельности, но все же... Я устроилась на промоушн, делала покупателям макияж в марке Flormar.


«Как мне объяснили что здесь любят иностранок и наоборот я буду привлекать покупателей, в принципе так оно и было...»



Я записывала на листочек дежурные фразы и пыталась их употреблять в жизни, так же мне всегда помогали продавцы-консультанты, которые с пониманием ко мне относились и всегда учили меня новым слова, а я их русскому. 

Через год я уже сама работала продавцом-консультантом и визажистом в косметическом магазине Inglot, у меня не идеальный арабский, но я продавала на уровне со всеми и даже зачастую больше. 
«Когда ты попадаешь в окружение, где говорят на языке на котором ты не понимаешь, мозг сразу начинает работать на 1000% если это возможно, поэтому главное не боятся! Так как у нас в семье здесь все говорят по-русски, арабский я изучаю только работая с людьми.»
Отдыхая в Иордании заметила, что очень много неженатых мужчин в довольно зрелом возрасте, говорят тяжело жениться, надо быть очень богатым и характер у восточных женщин не такой покладистый, как кажется. Что из этого правда?

Да, абсолютно правда! Это у нас представление, что арабские женщины покладистые и мягкие, но на самом деле это не так, конечно есть такие, но это редкость. И арабские девушки мужей выбирают в основном по материальным показателям, поэтому, чтобы прийти свататься, нужно иметь немалый капитал, а невеста и ее родные еще подумают, стоит отдавать или нет, поэтому такое количество неженатых и незамужних. 

Какие топ-5 достопримечательностей в Иордании вы бы порекомендовали к посещению?

Я бы порекомендовала бы посетить обязательно Петру, пустыню Вади Рам, реку Иордан, древний город Джараш и Мертвое море, но нельзя обделить вниманием такие места как Вади Мужиб для экстрималов и горячие источники Маин.


Петра

Джараш
Вади Мужиб
Река Иордан


Как родилась идея YouTube -канала? 

Скажу честно - от скуки! Я начала сначала свой письменный блог, а потом задумалась на счет видео, но поначалу очень боялась, вещать так на публику, но мы для того и живем, чтобы преодолевать свои страхи и пробовать что-то новое. 



После я решила, что возможно кому-то будет интересно посмотреть, как живут в арабской стране, возможно кому-то будет полезна эта информация, и как потом оказалось, так оно и есть. Начала получать много писем в личку, где девушки, которые собираются или размышляют о том чтобы переехать сюда, но у них много вопросов и страхов по этому поводу.

На данный момент я не выкладывала несколько месяцев новые видео, так как у нас родился малыш и монтирование у меня как у новичка занимает не мало времени, но я не собираюсь бросать свой канал и надеюсь в скором времени возобновлю сьемки.

Поздравляю с пополнением в семействе! Надеемся скоро увидеть новые видеоуроки. Вы потрясающе делаете макияж. Учились в Иордании или у нас? 

Я училась на художника модельера, поэтому у меня есть художественное образование, а все остальное приходит с опытом. Здесь очень много визажистов, но не многие хорошие, поэтому если отдаваться своему делу, то перспективы есть.



Что в макияже любят иорданки? Как они вообще предпочитают краситься, когда за окном +50?

Предпочтения в макияже здесь разные. Не хочу никого обидеть, но есть такая закономерность чем ниже социальный слой девушки, тем больше предпочтения падают на все блестящее, с огромными стрелками и выбеленным лицом. 
«Благо в эру интернета Instagram выполняет обучающую и просвещающую функцию, и у многих клиенток запросы в приближены к современным тенденциям. При этом макияж всегда будет яркий, обязательно с коррекцией, арабки не боятся многослойности.»


Наш дневной мейк они вообще за макияж не считают. Арабки неумело пользуются тенями, и у многих их нет в косметичке. Дневной арабский макияж- это черная подводка и на водной линии глаза в том числе, и, бывает, накладные ресницы тоже идут как часть дневного варианта. 
«Я очень долго училась понимать понятие "легкого" макияжа, очень часто я просила предоставить фото макияжа, который они хотят и в итоге там может быть европейский смоки айз.»
А какие предпочтения у иорданок в одежде?

Арабки одеваются свободно, есть закрытые, есть те которые в платках, но в свободной одежде, а есть те кто в платках, но одеты в обтяжку до неприличия, есть те, кто одевается как мы, ну не в мини конечно, но юбки и платья здесь в обиходе... Но в пабы и ночные клубы одеваются свободно и открыто.


Бывает, что нация настойчиво отрицает свою внешнюю идентичность, например азиатки сходят с ума от европейской внешности и даже делают под эти стандарты пластические операции. африканские девушки выпрямляют волосы, носят светлые линзы и отбеливают кожу. Есть ли такое в Иордании? Да конечно! Арабки перекрашиваются в блондинок, покупают линзы, на прилавках очень много кремов с отбеливающим эффектом (хотя молодые девушки наоборот любят загорать до черноты). Вот мне на работе одна клиента сказала такую фразу "Вам русским хорошо, проснулись, умылись и уже красивые!"
«К нам они все равно относятся ревностно, потому что считают что мы их парней уводим.»

К такой эффектной блондинке наверняка было немало внимания от восточных мужчин?

Ну не без этого, но если честно, то это внимание не очень приятное, бывают что кричат в след, какое-то «животное» внимание, это не очень приятно...

Наслышана о восточной страсти к сплетнями и обсуждению друг друга. правда ли восточные люди так любят пообсуждать всех и вся и не пропустят интересный факт из жизни соседа?

О, да! Без этого никуда, они очень любят это дело. Заметила, что многие лицемеры, они могут промыть косточки человеку и тут же ему улыбаться и говорить приятности.


Три года - немалый срок. Чувствуете ли вы себя "своей" среди иорданцев или грань между арабами и славянской девушкой будет всегда?

За время жизни здесь я не скажу что Иордания стала моим вторым домом, но к этому идет... Я уже привыкла и чувствую себя более уверенней здесь.  Но, знаете, в голове всегда крутятся слова из песни Меладзе "Я повсюду иностранец и повсюду я вроде бы свой".