суббота, 29 ноября 2014 г.

Играй гормон! Премьера спектакля «Эстроген» в театре Пушкина

На сцене театра Пушкина буйство гормонов: вслед за спектаклем «Тестостерон» Михаила Морского, репертуар театра пополнился смелой премьерой норвежского режиссера Йо Стромгена. В ходе полуторачасового путешествия сквозь страны и эпохи предпринята смелая попытка разобраться, чего все-таки хотят женщины.
_DSCF5389




Любопытно, что понимать это нам предлагается без слов: 4 из 5 эпизодов спектакля играют на тарабарщине, отдаленно, в зависимости от места сюжета, напоминающей чешский, французский, китайский . Первое время зрители напряженно ждут, когда услышат знакомую речь и ищут вокруг кресла наушники с синхронным переводом, но потом, как ни странно, привыкают понимать женщин без слов.
Куда бы не предлагал, вслед за своей фантазией последовать режиссер – в сказку о Золушке, в монастырь к экзальтированным монашкам, готовым растерзать «залетного» пилота, в коммунистический Китай, к женщинам-шахтерам, борющимся с похотливым начальником, или даже… в космосе, где дамы свергают Темного властелина за слабость, мотивы персонажей просты – поиски любви и борьба за права.
_DSCF5283
Между историями путешествуют гигантские ворон и собака, обсуждающие труды Ницше и Хайдегера, уже по-русски вторя рефлексирующим дамам на языке философии. Все их поиски не увенчиваются успехом: ожесточенная схватка Золушки и сестер за принца, который в итоге оказался алкоголиком, выглядит абсурдно, монашки не находят мессию в своем госте, борьба за права китайских феминисток превращает из самих в мужчин, а дама, свергнувшая инопланетного вождя, сама у руля оказалась несостоятельной.
_DSCF5241
В последнем эпизоде действие переносится в будущее, где персонажи наконец-то заговорили на русском. В футуристичную лабораторию поступает труп мужчины, которого надо «перезагрузить»: выясняется, что к этому времени уже изобретены таблетки от любви и смерти, нужно только с помощью компьютерной программы вернуть его к жизни. Девушки долго обсуждают, какими качествами  наделить вновь прибывшего и приходят к коллективному выводу, что больше всего в отношениях с мужчинами не хватает  доверия. Но в итоге, благородно решают с ним ничего не делать и оставить его таким, каков он есть.
_DSCF5058
Среди лаборанток оказывается последняя женщина, не принявшая таблетку, смертная и способная любить. От встречи с перезагруженным она ждет чувств, о которых мечтала всю жизнь. А он, отряхнувшись ото сна и зевнув, благодарит ее и уходит к тому самому псу, который следовал из эпизода в эпизод, выясняется — искал хозяина.
_DSCF5018
Так трагически закончилась встреча века. Девушка, окончательно разочаровавшись, принимает злополучную таблетку и становится как все люди будущего  — бессмертной и лишенной возможности любить. И тут невольно вспоминаются слова из знаменитой антиутопии Олдоса Хаксли «сомы грамм-и нету драм».